Муниципальное общеобразовательное учреждение
"Основная школа № 73"
г. Ярославль

Алгоритм работы с текстом при подготовке к написанию части «С»

(Каждая часть оформляется отдельным абзацем)

• Чтение и «погружение в текст»: осознание разных типов информации (фактуальной, концептуальной, прагматической)
(Итог: создание тематического поля; определение ключевых слов; «свёртывание» информации и создание аннотации)

Речевые клише:
«Как часто в сегодняшней жизни нам недостаёт … »; «В самом начале текста автор задаётся вопросом о необходимости рассмотрения, изучения … »; «В данном тексте автор ставит ряд актуальных проблем современности: нравственных, этических, эстетических»; «В тексте автор рассматривает важные общечеловеческие проблемы: вопросы жизни и смерти,. добра и зла, чести и совести»; «В анализируемом тексте автор рассматривает важные вопросы современной жизни».

• Конструктивный анализ текста: выяснение авторского «видения» проблемы и авторской оценки информации
(Итог: создание рецензирующего высказывания на основе исходного авторского текста и формулировка авторской позиции).

Речевые клише:
«Основная мысль пронизывает весь текст, но в явно выраженном виде она сформулирована в предложении … »; «Позиция автора и основная мысль заключены в … предложении, в. котором утверждается, что … »; «Через всё рассуждение проходит мысль о том, что…»; «Автор данной статьи (отрывка) убедительно доказывает, что…»; «Автор рассуждения (повествования) подводит нас к мысли о том, что … ».

• Определение «собственного понимания» проблематики текста
(Итог: формулирование собственной позиции в виде микровысказывания или тезисного выражения).

Речевые клише:
«Для меня проблема, поднятая автором, тоже является актуальной»; «Я тоже размышлял над этой темой»; «Мне эта тема близка»; «Я убеждён в том, что данная проблема должна рассматриваться. Да, действительно … »; «Согласимся, что … »; «Я уверен, что … »; «По-моему, автор совершенно прав»; «Я согласен с автором в том, что .. , Это действительно так».

• Собирание информации для оформления системы доказательств: определение доводов и аргументов
(Итог: формулирование исходных фраз, подтверждающих тезис, и оформление аргументов).

Речевые клише:
«Вот, например, в произведении … »; «Мы помним, что у »; «Недавно я прочитал … »; «В одной uз телеnередач я услышал »; «И верно, журналист сделал вывод о том, что … ».

• Оформление вывода: возвращение к информации исходного текста, интерпретация информации в контекстном режиме
(Итог: оформление фразы-заключения, содержащей оценку концептуальной информации, или авторской «заслуги» в решении этой проблемы).

Речевые клише:
«Текст посвящён … », «Подводя итог своего сочинения … »; «Возвращаясь к проблеме, которую поднял автор, я хочу ещё раз отметить, насколько она важна»; «Эта тема не потеряла своей актуальности, она заслуживает нашего внимания. Наверное, она когда-нибудь будет решена»; «Мы должны быть благодарны автору за то, что он вернул нас к проблеме … »; «Таким образом, автор провозглашает истинно гуманистические ценности человеческого бытия»; «В заключение хочется выразить мысль о том, что … ».