Профилактика конфликтов

При вступлении в конфликт:

  • определите проблемы, относящиеся к ценностной сфере (стоит ли настаивать на своем, значимо ли это?);
  • определите ваши ценностные альтернативы;
  • выберите одну из них, исходя из последствий, которые они влекут за собой;
  • проанализируйте последствия разрешения конфликта (в близкой и дальней перспективе);
  • определите причины возникновения конфликта;
  • проанализируйте взаимоотношение участников до возникновения конфликта;
  • выявите, есть ли лица, заинтересованные в конфликте или его позитивном разрешении;
  • определите свои задачи;
  • выберите способы взаимодействия с оппонентом, не унижающие ни одну из сторон. Мысленно проиграйте как можно больше позитивных вариантов.

Возьмите на себя управление разрешением конфликта:

  • проявите инициативу в поиске консенсуса: кто делает первый шаг, тот и выигрывает (если вы чувствуете, что не правы, признайте это сразу.);
  • в начале переговоров используйте «Я – сообщение», «Активное слушание»;
  • дайте почувствовать своему оппоненту его значимость;
  • не выдвигайте сразу свои требования и условия, подчеркните точки соприкосновения, взаимные интересы;
  • обосновывайте свои доводы, ищите альтернативу, демонстрируйте свою заинтересованность человеком и его проблемами.

Как избежать ненужных конфликтов? Существует ряд правил:

  • не говорите сразу с взвинченным, возбужденным человеком;
  • создайте благоприятную,  доброжелательную атмосферу доверия;
  • попробуйте встать на место оппонента, посмотреть на проблему его глазами;
  • не скрывайте своего доброго отношения к человеку, выражайте одобрение его поступков;
  • заставьте себя молчать, когда задевают в мелкой ссоре;
  • умейте говорить спокойно и мягко, уверенно и доброжелательно;
  • признавайте достоинства окружающих во весь голос, и врагов станет меньше;
  • если вы чувствуете, что не правы, признайте это сразу.
Страница обновлена 13.07.2020